Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен
каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей должны идти взаимосвязано, начиная с самых ранних лет.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и школе.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.
Актуальность работы над вокалом заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Цель – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.
В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания детей.
Образовательные:
- Способствование овладению воспитанниками академической манеры пения, как фундамента и основы для других вокальных техник.
- Формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;
- Обучение выразительному исполнению песни.
- Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков.
- Формирование системы знаний, умений и навыков по предмету вокал.
- Постановка правильной, ясной и выразительной речи, которая используется как в пении, так и в быту.
Воспитательные:
1.Формирование устойчивого интереса к пению;
2.Формирование общей культуры личности ребёнка;
3.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;
4.Воспитание воли и характера;
5.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
6. Прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и уважение певческих традиций через изучение детских песен.
Развивающие:
1. Развитие слуха и голоса детей;
2. Формирование голосового аппарата;
3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
4.Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
5.Развитие обще-эстетического кругозора;
6. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
В структуру занятия входят следующие виды музыкальной деятельности:
1. Слушание музыки. Цель: - научить увлечённо и заинтересованно слушать музыку, определять характер, жанр и содержание музыкального произведения;
2. Распевание. Цель: последовательное расширение диапазона, формирование певческой установки, дыхания, правильного голосообразования.
3. Разучивание и исполнение новых песен. Цель: обучение исполнению песен различного характера и темпа, развитие музыкального слуха, исполнение песен с эмоциональным настроем.
4. Рече - ритмические игры и упражнения, игра на детских музыкальных инструментах. Цель: развитие чувства ритма, заинтересованности ребенка в занятии.
На каждом занятии представлены все элементы структуры.
Формы реализации задач вокального класса:
- индивидуальное пение;
- академические концерты;
- участие в творческих конкурсах.
В процессе обучения ребенок :
- Будет увлечённо и заинтересованно слушать музыку, определять характер, жанр и содержание музыкального произведения;
- Познакомится с начальными исполнительскими навыками (спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, выработка кантилены и округление гласных, выразительная чистая интонация, правильная артикуляция, орфоэпические навыки, чувство ритма);
- Освоит необходимый объём музыкально-теоретических знаний (понятия: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое исполнение);