Добро пожаловать
в Экспериментальную лабораторию
"Юный Алхимик"!
Дети по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Но, к сожалению, реалии современного мира (нехватка времени у родителей на общение с детьми, многие компьютерные игры) приводят к тому, что детям неоткуда (да и некогда) брать ответы на все свои «Почему?», и как результат, - дети становятся пассивными к получению новых знаний, у них снижается уровень любознательности.
Детей обычно интересует, откуда всё берётся, как всё происходит. Экспериментирование – как раз та область знания, где можно получить ответы на эти вопросы.
Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Детям все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы.
Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).
Эксперимент (от латинского проба, опыт) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
Термин «экспериментирование» здесь следует понимать как способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, улучшает эмоциональное состояние.
Ценность реального эксперимента (в отличие от мыслительного) заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания им окружающего мира.
Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата методом «проб и ошибок» и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и её достижения.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребёнку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
Цели :
- развитие первоначальных навыков исследовательской деятельности, познавательной активности и самостоятельности;
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка средствами экспериментирования;
- формирование знаний об окружающем мире;
- развитие внимания, памяти и навыков логического мышления.
Задачи:
- создать условия для развития у детей интереса к явлениям, свойствам окружающего мира;
- обучить детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира;
- развить у детей навыки мыслительных операций (умение выдвигать гипотезы, находить взаимосвязи между предметами и явлениями, делать выводы из своих наблюдений);
- расширить представления детей о свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (растворимость, плавучесть, пластичность, плотность и т.п.);
- знакомить с различными состояниями веществ (твёрдое, жидкое и газообразное);
- развивать представление об основных физических свойствах и явлениях (сила притяжения, отражение и преломление света, магнетизм, инерция и трение и т.п.);
- формировать элементарные географические представления, а так же представления о Солнечной системе и космических явлениях;
- формировать элементарные математические представления;
- формировать элементарные представления о строении человека (органах чувств, пищеварительной и дыхательной систем);
- формировать опыт выполнения правил по технике безопасности при проведении экспериментов;
- воспитывать самостоятельность и развитие коммуникативных качеств;
- обогащать активный словарь;
- закреплять культурно-гигиенические навыки;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
- развитие активной, самостоятельной, творческой личности;
- повышение любознательности, наблюдательности и активности детей в поисках знаний;
- повышение самостоятельности в деятельности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- повышение уровня логического мышления (дети самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить;
- предлагают и доказывают возможные решения, исходя из данных; делают выводы;
- применяют выводы к новым данным; делают обобщения);
- развитие коммуникативных качеств и обогащение активного словаря ребенка.
Экспериментальная деятельность отвечает следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
- безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;
- показ только существенных сторон явления или процесса;
- отчётливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.
Во время занятий педагог использует такие методы и приёмы, как:
- экспериментальные игры (позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей);
- действия с измерительными приборами, магнитом, лупой, переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов и др. (позволяют самостоятельно овладевать способами познавательной деятельности);
- наблюдение природных явлений в реальной жизни (побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами);
- рассматривание схем к опытам, таблиц, рисунков (позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне);
- использование энциклопедических данных (повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию).
Оснащение детской лаборатории.
Основное оборудование и материалы:
1. Приборы - помощники: микроскопы, увеличительные стекла, бинокли, чашечные весы, безмены, песочные часы (на 1, 2, 3 и 5 минут), компасы, глобус, разнообразные магниты, стетоскопы, ученические линейки, механические часы с будильником.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: большая ванна или таз, небольшой круглый аквариум, пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету), мел, птичьи перышки, ракушки, скорлупа орехов, кусочки коры, листья, веточки, мох, шишки, семена фруктов и овощей, опилки.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, пористая резина, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные катушки, формочки-вкладыши от наборов конфет, деревянные, металлические, резиновые и пластмассовые предметы.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики.
6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная, копировальная и др.
7. Красители: пищевые красители, акварельные краски, гуашь, чернила.
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, держатель для пробирок, шпатели, деревянные палочки, вата, ватные диски и палочки, мензурки, шприцы (пластмассовые, без игл), длинные трубки от одноразовых капельниц, марля, мерные ложки, резиновые груши разных объёмов.
9. Прочие материалы: шило, фильтры для кофе, металлическая стружка, зеркала, цветные и прозрачные стекла, чайные и столовые ложки, поддоны, плоское блюдо, ситечки, соломинки для коктейля, формочки для печенья, деревянная скалка, губки для сбора воды, стеки, спички, спичечные коробки, баночки и игрушки из-под киндер яиц, нитки, ножницы, пуговицы разных размеров, иголки, булавки, цветные карандаши, мыло, шампунь или жидкое мыло, стиральный порошок, пластилин, настольная лампа, ширма, свечи, конверты, скотч, металлические шарики, игрушечные машинки и т.д.
10. Продукты: соль, сахар (в разном его «виде»), мука, крахмал, растительное масло, кофе молотый и растворимый, какао, витамин С и лимонная кислота, корица, ванилин, уксус (разведенный).
Дополнительное оборудование и материалы:
1. Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
2. Детские халаты (для создания игровой мотивации), клеёнчатые передники, полотенца, салфетки, веник, совок, ведро для мусора.
3. Таблицы-схемы, наглядный материал, магнитная доска, рабочие листы (для фиксации результатов опытов), цветные карандаши.
4. Детский понятийный словарь, энциклопедии.
Мы будем рады видеть Вас
в нашей волшебной лаборатории.